Заказать обратный звонок

Связующее звено

24/06/2016
Связующее звено

Роль Межрайбазы Орловского облпотребсоюза в системе потребкооперации региона за последние годы исключительно возросла. Она уже не только решает обычные задачи оптовой торговли. Внедрение современных методик сетевого формата, объединение в него районных потребительских обществ, распространение информационных технологий - все это делает оптовую базу универсальным инструментом. С его помощью можно анализировать эффективность тех или иных товаров, делать более сговорчивыми поставщиков. Логистика базы упростила многие рабочие процессы для районов.

На собрании представителей потребительских обществ в начале этого года председатель совета Орловского облпотребсоюза Виктор Найденов говорил о преимуществах работы с кооперативными оптовыми предприятиями: о предоставлении товарного кредита более чем на 70 миллионов рублей, об экономической мотивации районных потребительских обществ на сумму почти 5 миллионов рублей, отсрочке платежей…

-Оптовый товарооборот,- отметил Виктор Николаевич,- по сравнению с 2014 годом вырос на 152 миллиона рублей с темпом роста 129 процентов в действующих ценах. Кооперативные оптовые предприятия стали основными поставщиками в региональном портфеле, их доля составила 22 процента…

Эта динамика была бы невозможна без тех новаций, которые оценили сегодня районные потребительские общества. Работа по прямым контрактам с производителями, наиболее высокая промоактивность и лояльность к своим покупателям, другие преимущества сотрудничества позволили оптовому звену облпотребсоюза совершить качественный рывок в своем развитии.

- Из года в год мы интенсивно наращиваем объемы, при этом создаются новые рабочие места. За последние три года штат базы увеличился на 40 человек, - говорит председатель правления Орловского ОПС Наталья Мерцалова.

По словам Натальи Юрьевны, в структуре предприятия сегодня четыре потребительских общества. «Такое разделение позволило достичь оптимальной структуры для специализации товарных групп», - объясняет Мерцалова. На Межрайбазе работают с продовольственными товарами, в ПО «Коопцентр» реализуется посуда, садово-огородные и хозяйственные товары, в ПО «Опт-Торг» - текстиль, пластмасса, в ПО «На Высокой» - синтетические моющие средства, детские игрушки …

Управление этими процессами осуществляется с единого сервера. В него стекаются оперативные данные о продвижении всех товарных групп. Имея такую информацию по районам, оптовый центр может управлять ассортиментом - вводить и выводить новые позиции, делать правильный выбор поставщиков.

Этот мозговой центр базы располагается в просторном, современно оборудованном кабинете. Показывая его, директор базы Ольга Степанова объясняет, что именно здесь осуществляется ввод базы данных на все районы. Специалисты оптовой базы контролируют, как поступление товаров соответствует принятой в кооперативной системе товарной матрице. В результате ассортимент товаров, реализуемых в кооперативной сети, становится более конкурентоспособным. А при переговорах с поставщиками такая позиция дает кооператорам большую свободу маневра.

Сегодня районы видят, что централизация закупок позволила эффективно вести переговоры, отсеивая поставщиков с невыгодными ценами, неходовыми товарными позициями. Из тысячи оставили сто. Зато в сравнении с 2014 годом удалось удвоить дополнительные доходы. Только за счет централизации закупок по системе «Центркооп» получено товара в объеме 97 миллионов рублей, что позволило обеспечить ценовую эффективность и добиться наибольшей привлекательности кооперативных товаров для конечного потребителя.

Сегодня ассортимент оптовых предприятий орловских кооператоров насчитывает 11 тысяч SКU. 28 процентов занимает группа непродовольственных товаров. Появляются все новые товарные группы, например, корма для кошек и собак, в селе они тоже стали востребованы. Много стало прямых контрактов с заводами-производителями, это позволяет избежать цепочки посредников, накручивающих цены.

За три последних года работы в развитие материально-технической базы оптовых предприятий Орловского облпотребсоюза вложено более 15 миллионов рублей. Складские площади базы выросли более чем на 1000 квадратных метров. Как они заполняются?

Категорийные менеджеры Юлия Тихомирова и Екатерина Кондрахина управляют продовольственным ассортиментом. У них не простая задача - в ассортименте более 4 тысяч наименований.

- Самые весомые группы: кондитерские изделия, бакалея, безалкогольные напитки, масло растительное. Интересно работать, когда развиваешь новую группу или поставщика. Так 4 года назад мы начали работать с замороженными продуктами. Реализацию считали в тысячах, а сейчас в среднем в месяц мы продаем на 8 миллионов рублей, - рассказывает Тихомирова.

Здесь не боятся изыскивать и развивать новые направления. Своевременно заняли нишу продаж искусственных цветов. Это востребованный сезонный товар. Вспомните, сколько торговцев предлагают их на каждом углу весной перед традиционными православными праздниками.

К праздникам, закупаются и другие сезонные товары, хорошо идет сувенирная продукция. Сложные времена в экономике побуждают искать такие варианты, на которые раньше не обращали внимания. Так, увидев уход с рынка предпринимателя, занимавшегося лакокрасочными изделиями, кооператоры тут же заняли эту нишу. Хорошо зная потребности сельских жителей, развили продажи таких сезонных товаров, как стеклянные банки. В сезон заготовок, начиная с июня, это - очень востребованный товар. В прошлом году банок и крышек продали примерно на 5 миллионов рублей. Продвинули в своей сети сетку - «рабицу» и продают не менее успешно, чем на раскрученных строительных базах областного центра. Кстати, этот товар производят здесь же в Орловской области, и кооператоры работают напрямую с производителем.

На соседнем складе ПО «Опт-Торг» менеджер по коммерческой деятельности Светлана Лепилина отмечает: «Снижение потребности в промтоварах из-за кризиса не особенно заметно, просто строже стал отбор поставщиков, что позволяет сдерживать цены». Здесь продаются текстильные, швейные, ковровые и пластмассовые изделия. Основное внимание так же уделяется сезонности.

- Работаем с районными потребительскими обществами, но также привлекаем к сотрудничеству и частных покупателей. Стараемся осуществлять поставки напрямую от производителей, - говорит Светлана Михайловна.

Менеджер по коммерческой деятельности ПО «На Высокой» Галина Шиленкова добавляет, что экономические трудности побуждают к более активному поиску.

- Прошлогоднее подорожание дорогостоящих моющих и чистящих средств более чем в 2 раза, а также агрессивная конкуренция сетевых магазинов повлияли на отток покупателей в магазинах райпо. Мы были вынуждены подобрать более доступную замену по товарным позициям. Активно привлекаем своих оптовых покупателей акционным товаром. Глубина скидок 20-40 процентов. Постоянно обновляем ассортимент, - говорит Галина Николаевна. Ежемесячные заседания ассортиментного комитета в облпотребсоюзе стали эффективной площадкой для принятия выгодных решений по формированию оптимального ассортимента опта.

Успешный опыт базы привлекает внимание коллег из других регионов. Только за последние 2 года здесь принимали делегации из Чувашии, Липецка, Калуги, Брянска, Курска.