Заказать обратный звонок

Служили два товарища…

08/08/2015
Служили два товарища…

«Смотри – эта «За освобождение Варшавы», а эта – «За взятие Берлина», - боевой путь Александра Федоровича Смолякова можно проследить по медалям на его парадном пиджаке. Ветерану из поселка Глазуновка Орловской области скоро 90. Седой фронтовик принадлежит тому поколению, которое «пропахало» пол Европы, где пешком, где по-пластунски. А после войны почти половину своей жизни он посвятил работе в потребительской кооперации в родном районе.

 Мы перелистываем альбом с фотографиями. Много фронтовых, где молодой красноармеец залихватски позирует перед объективом. Потом степенные послевоенные снимки. Доходим до фотографии с группой ветеранов. «Это фронтовики Глазуновского райпо, из них теперь я один остался…», - замечает Александр Федорович.

 Смолякова призвали в Красную армию в апреле 1943 года. Уже была радость побед под Москвой и Сталинградом, но еще слишком силен был враг. Страшные бои продолжались в глубине нашей земли. Еще только ковалось оружие для победы на Орловско-Курской дуге, только предстояло освободить от немецких войск Украину, Белоруссию, страны Европы.

 Тяжесть войны призывники почувствовали сразу. «За девять дней пешком прошли до Ефремова, потом в учебную часть. Там три месяца учились стрелять, окапываться», - рассказывает Александр Федорович. Боевые навыки пригодились очень скоро. Стрелковая часть, куда направили рядового Смолякова, освобождала Бобруйск, дошла до Мозыря. Здесь при форсировании реки Припять Александр Федорович едва не погиб. «Речка широкая, повезло, что нашли лодку. Она, хоть дырявая была, но мы воду касками вычерпывали и уже почти доплыли до берега. Тут рядом снаряд взорвался, и нас волной перевернуло», - рассказывает ветеран. Плавать он умел, но берег оказался отвесной глиняной стеной, вырастающей из глубины. Намокшая одежда, тяжелое снаряжение тянули бойца на дно. «Испугаться не успел, только почему-то подумалось – какая вода желтая!» Он царапал пальцами осклизлый склон, несколько раз срывался обратно в глубину. Бойца выручил нож. Всаживая его по рукоять в глину, Смоляков смог вытянуть себя из воды. 

 Витамины из шишек

 Смерть еще не раз вплотную подбиралась к солдату, ведь его часть не прохлаждалась в тылу. В это же время где-то на другом краю Белорусского фронта воевал отец Смолякова – Федор Борисович. «Так и не встретились, отца после тяжелого ранения отправили в тыл», - говорит ветеран. Он тоже не был заговоренным - в одном из боев контузило. «Помню - приказали окопаться у реки возле дамбы, а тут авианалет. Бомба недалеко упала, с тех пор одно ухо не слышит», - рассказывает Смоляков.

 Война запомнилась ему не только моментами грани между жизнью и смертью. Александр Федорович рассказывает, как устраивали военно-полевой быт, как бойцов выручала смекалка. Например, однообразное питание и недостаток витаминов приводили к тому, что на долгих маршах солдаты буквально валились с ног. «Делали хвойный отвар – ветки в котелке варили, пили, это придавало сил», - вспоминает ветеран.   

 Он участвовал в освобождении польских городов Варшавы, Лодзи, Познани. Сегодня в Европе не принято вспоминать ужасы фашистской оккупации. Если польская молодежь не будет знать, что взорвать их столицу - Варшаву пытались немцы, то ей легче вдолбить в головы страшилки про русских. А тогда Смоляков не чувствовал вражды от тех, кому помогал вернуть свободу. «Поляки вместе с нами воевали, многие в нашей красноармейской форме были, понимали друг друга и отношения были нормальные», - говорит Александр Федорович.

 Его крепкие узловатые пальцы касаются медали «За освобождение Варшавы». Точные названия были у советских наград – захваченные фашистами европейские страны наша армия освободила, и этот факт из мировой истории не выкинуть. Как и то, что потом было взятие Берлина.  Смоляков помнит, как победу отмечали: «Мы стояли в пригороде германской столицы. Бойцов на площади собрали – ребята, выноси столы!» Но повоевать после этого еще пришлось. Демобилизовался Александр Федорович только в 1950 году.

 «Работы было по горло»

 Вернулся на малую родину. Три года фронтовик работал в милиции - начальником паспортного стола. Там познакомился с будущей женой Варварой Ивановной. А потом предпочел мирную профессию и на всю жизнь связал себя с Глазуновским райпо. Был директором магазина, завторгом, старшим товароведом, заместителем председателя. Он до сих пор радуется, вспоминая, как налаживали послевоенный быт. Как, окрепнув, районная кооперация строила типовые магазины в Богородском, Новополево, Васильевке и других уголках района. «Если кто скажет, что в торговле легкая работа – не верьте, это трудная, ответственная работа и  ее всегда было по горло. Мы тогда даже строительством занимались, 18-квартирная двухэтажка наша стоит, до сих пор живут работники райпо. Себе дом построил теплый, бревна брал дубовые, что от блиндажей оставались», - рассказывает ветеран.

   Мы сидим в этом уютном домике, в соседней комнате хлопочет дочь – Елена. У Александра Федоровича есть 4 внука и 4 правнука. «Родители дали нам с сестрой возможность учиться в хороших вузах, внуки тоже все получили высшее образование», - говорит Елена Александровна. Она живет в Москве, но регулярно навещает отца. Такими же частыми гостями в доме Александра Федоровича остаются работники Глазуновского райпо. Он для них живая история.

Передайте привет в Болхов

 В кооперацию после войны пришли работать многие фронтовики. Естественно, с годами они сдружились. Для Смолякова надежным товарищем стал болховчанин Василий Михайлович Потапов. Ему судьба определила участвовать в боях той страшной войны почти с самого начала. Василий Михайлович вспоминает, что сперва попал рядовым-связистом на Северо-Западный фронт: «В боевых действиях с июля 1941 года. От города Остров Новгородской области в сражениях отходили на новые рубежи».

 Связист – одна из самых опасных военных профессий, однако, Потапову повезло. В долгих оборонительных боях под Порховым, Старой Руссой он не только выжил, но и проявил себя. Через пять месяцев войны, отучившись на фронтовых курсах, он стал младшим лейтенантом. Но офицерские погоны спокойной жизни на той войне не давали, и Потапов не раз попадал в самое пекло.

 Как пел Владимир Высоцкий: «Наконец-то нам дали приказ наступать, отбирать наши пяди и крохи…». Для Потапова такой момент настал в 1943 году. Ему пришлось опять вернуться под Старую Руссу, где наши части громили фашистов. Бывший связист был уже командиром взвода минометного полка.

 Через освобожденные от немцев Могилев, Бобруйск Потапов дошел до берегов Вислы. А потом участвовал в уличных боях за Берлин. «Начало мая – последние бои, корректирую огонь по рейхстаговским канцеляриям…», - вспоминает Василий Михайлович.

 За боевые действия Потапов был награжден орденами «Красной звезды», «Отечественной войны», «Боевого Красного знамени». Как и у Смолякова, есть у болховского ветерана медали «За освобождение Варшавы» и «За взятие Берлина».

 С офицерской закалкой

 В 1947 году старший лейтенант Потапов демобилизовался и в мае пришел работать в Болховский горторг плановиком-экономистом. Как на фронте привык постигать военную науку на передовой, так и в мирной жизни учился без отрыва от дел. Заочно окончил торговый техникум.

 «В апреле 1957 года я был назначен завторгом райпотребсоюза. Началась конкретная работа с каждым сельпо, с магазинами. Отрабатывались меры по улучшению обслуживания населения. Сельпо тогда имели по 2-3 лошади с возчиками и по договоренности пользовались колхозным гужевым транспортом. При РПС была одна автомашина», - вспоминает ветеран.

 Сегодня полсотни километров от областного центра до Болхова пролетаешь по хорошему асфальту минут за сорок. Тогда эта дорога была настоящим испытанием, особенно в зимние метели. «Проверки магазинов проводились сотрудниками РПС пешком на любые расстояния, в среднем это было 10-15 км», - вспоминает ветеран.

 Ты помнишь, как все начиналось…

 Сами магазины тогда располагались в приспособленных помещениях – в амбарах, немногих свободных хатах. Топили, чем придется, освещение – ламповое. «С 1960-х годов началось переоборудование непригодных магазинов и строительство новых на центральных усадьбах колхозов по проектам «Сельмаг», которые затем назвали «Товары повседневного спроса», - вспоминает Потапов. По его словам, большинство работников прилавка тогда составляли местные колхозники. Они знали жизнь своих покупателей, их повседневные нужды.

 Как сегодня автолавка кооператоров приезжает в места, где нет стационарной торговли, так и в те годы, райпотребсоюзу приходилось организовывать мобильную торговлю в глубинке. Потапов рассказывает о коллегах, которым были благодарны жители отдаленных деревень: «Заведующая конной развозкой Антонина Афанасьевна Сенина снискала добрую славу у колхозников. Она в любую погоду завозила товары. За такую работу была награждена «Орденом Ленина». Честно трудились зав магазинами д. Козюлькино - Алла Аносова, д. Щербово – Александра Дерябина и Антонина Бондарева, д. Злынь – Александра Емельянникова, д. Однолуки – Анастасия Кузавкова, д. Руднево – Евдокия и Семен Ивановы…»

 Перечислять имена кооператоров той поры он может долго. Цепкая память сохранила образы тех, с кем Потапову приходилось вместе налаживать снабжение земляков. Он особенно выделяет работников торгового отдела РПС. «Антонина Калинкина, Лидия Мазина, Валентина Логачева, Лариса Чернышова, Владимир Назаров, Клара Нартова – все они прибыли из стен техникумов и трудом взрастили в себе долг, ответственность и профессионализм. А товаровед Иван Коськин затем стал заместителем директора Орловской базы «Росбакалея». Вот такие корни Болховского РПС», - отмечает ветеран.     

 Живая история

   Потапов рассказывает, как развитие экономики Советского Союза требовало от кооператоров совершенствовать схемы работы. Когда товаров повседневного спроса, таких как хлеб, сахар, рыба, крупы и т.д. стало в достатке, кооператоры разработали обязательные ассортиментные перечни по категориям магазинов, исходя из наличия торговых площадей и спроса. «Был организован «кольцевой» завоз товаров, позднее были введены штаты товароведов-организаторов. Объемы перевозок росли из года в год», - вспоминает Василий Михайлович.

 В его рабочем блокноте до сих пор хранятся записи по товарообороту райпотребсоюза за несколько десятилетий. Например, в середине пятидесятых, когда шло восстановление порушенного войной хозяйства, годовой прирост кооперативной экономики составлял 150%. В 1961 году этот показатель, судя по записям Потапова, достиг в Болховском районе 181%. Затем развитие кооперации шло уже стабильно, без авральных рывков. Аккуратные столбики цифр в записях Василия Михайловича доходят до 1982 года. Он тоже – живая история кооперации.  

Ветеранам есть, что вспомнить и рассказать. Пусть  у нас в потоке дел находятся минуты для того, чтобы навестить своих стариков, справиться о здоровье, послушать разговоры о былом. Такие даты, как 5 августа – День освобождения города Орла от немецко-фашистских оккупантов, прекрасный повод для встреч с живой историей.