Заказать обратный звонок

Как к себе домой

12/09/2015
Как к себе домой

Яна Позднякова – молодой менеджер Орловского райпо «Единство» уже в десятке магазинов переставила товары на полках по науке. Говорит, что поначалу продавцов и завмагов было нелегко переубедить. «Первый вопрос – а зачем нам это нужно? – говорит Яна Ивановна - Естественно им не хочется двигать товары с привычных мест. Но ничего, потихонечку по одной группе начинаем, например пиво размещаем вместе с сухариками. Постепенно люди убеждаются, что так лучше. Например, один из опытнейших продавцов Любовь Дмитриевна Кильдишева сама потом сказала, что так правильно - покупатели отметили, что им стало удобнее».

   Стандартизация реально помогает покупателю купить сразу несколько групп товаров, например мясо по стандарту соседствует с пряностями, горчицей, пиво - с чипсами, сухариками, чай и кофе – с кондитерской группой. Правильная выкладка упрощает покупателю и ориентирование в ценах при выборе товаров, при этом повышая средний чек. Профессионалы говорят, тонкость в том, что самый дорогой, брендовый товар выставляется на уровне глаз. Более дешевый размещается на нижних полках.

Среди увлекшихся новшеством один из наиболее опытных работников торговой отрасли орловской потребкооперации – завторг Малоархангельского райпо Галина Абакумова. «Как было обычно – продавцы получали товар и по своей привычке ставили на свободные места на полках. Сегодня сюда, завтра - туда. Сейчас понятно, что каждая пачка соли в магазине должна всегда ставится на одно и то же место. А покупатель будет знать – куда за ней идти, как у себя дома, не напрягаясь», - рассуждает Галина Семеновна.

   Естественно, продавцы по укоренившейся привычке иногда продолжают на место купленного товара ставить на полку любой другой, чтобы не возникало пустых мест. Парадокс в том, что лучше некоторое время потерпеть там пустоту, чем занимать, чем попало. Абакумова объясняет – почему: «На примере нашего «Минимаркета» можно говорить, что продавцам стали виднее пустоты на стеллажах – понятнее, на что делать заявки». Галина Семеновна считает, что новшество позволило увеличить продажи тех групп товаров, которые раньше были «затеряны» на полках.

   Эффект от выкладки товаров по единым правилам оценили и в других уголках области. Заместитель председателя по торговле ПТЗПО «Покровчанка» Жанна Анатольевна Шкаликова говорит, что стандартизация магазина «Сударушка» в с. Дросково позволила увеличить товарооборот по сравнению с прошлым годом на 10-16%. Сократилась товарооборачиваемость, товаров остающихся без движения стало в 2 раза меньше. Отметим, что у этого магазина райпо есть 8 конкурентов поблизости. «Мы провели анонимное анкетирование покупателей, с просьбой оценить изменения в нашем предприятии и многие написали: «Сами ходим, и другим советуем этот магазин», - говорит Шкаликова.

   Еще один пример Покровского потребительского общества - магазин «Славянский». Там поначалу тоже были споры по перестановкам. К тому же старые слишком высокие полки создавали ощущение незаполненности. Итог проведенной работы такой – когда рядом открылся магазин крупной федеральной торговой сети, товарооборот кооперативного предприятия не упал.

  Ливенское райпо имеет 42 магазина. По словам отвечающей за торговую отрасль Татьяны Николаевны Алферовой, уже в августе-сентябре там планируют во всех торговых предприятиях производить выкладку товаров по стандартам. «По тем магазинам, что мы уже отработали, можно говорить, что лучше стал эстетический вид. Товар выложен по брендам, сразу видно – где какой производитель. Покупателю удобнее ориентироваться по цене товаров», - отмечает Алферова.

  Вовлекая в стандартизацию кооперативные торговые предприятия области, руководство Орловского облпотребсоюза добивается того, что является нормой для всех современных торговых сетей. Неважно, в каком селе покупатель зайдет в магазин райпо. Он будет чувствовать себя, как дома, - ему будет понятно, где лежит нужный ему товар. Ориентирами будут служить и привычное расположение полок, и товарное соседство.

   «Это только начало. После введения стандарта по выкладке у нас будут введены стандарты по товарной матрице. То есть – единый ассортимент во всех магазинах», - обозначает перспективу начальник торгового управления Орловского ОПС Людмила Пехтерева. По словам Людмилы Евгеньевны, предусматриваются пять форматов – есть супермаркеты, большие центральные магазины, «Экспресс», «У дома» и «Экономы» в малонаселенных деревнях.

   «По каждому из этих форматов у нас разработана матрица, соответственно мы убираем ошибки человеческого фактора на заказе товаров», - говорит начальник торгового управления облпотребсоюза.

   Третьим направлением стандарта должна стать единая цена. А завершающим этапом - единый внешний вид магазинов от фасада и вывески - до стандартных клумб перед входом.

   С момента постановки первых задач по стандартизации магазинов (на семинаре, прошедшем в мае в Покровском райпо) до начала августа по области по единым правилам выкладки товаров стало работать более восьмидесяти кооперативных торговых предприятий.